Parfum-love.ru

Парфум Love
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кавор на армянской свадьбе

Слово дня: քավոր

Слово «кавор» — это сокращенный вариант слова «кнкавор» (կնքավոր), которое имеет тоже самое значение.

Армянский кавор (Քավոր) — весьма интересный и сложный персонаж, являющийся центральной фигурой в традиционном свадебном цикле, а также во время рождения и крещения детей. Кавор совмещает функции как посаженного, так и крестного отца. И в современной свадьбе, которая значительно упростилась по сравнению с традиционной, кавор, продолжает оставаться одним из главных персонажей.

Этнологи относят происхождение института кавора к довольно раннему периоду истории человечества. Согласно некоторым утверждениям, кавор – прообраз языческого жреца.

Кавор – лицо, присутствующее на любом армянском торжестве. Для армян это авторитетная персона и многоуважаемый человек. Наибольшее значение ему придавалось во время свадебных торжеств и крестин.

Так, будущий кавор обязательно должен был быть из ближнего круга семьи жениха. Согласно некоторым утверждениям, раньше обязанности кавора выполнял дядя жениха (брат матери), но со временем этот обычай изменился.

Кавор на свадьбе выступает в роли основного защитника и покровителя вступающих в брак молодоженов. Все важные вопросы новоиспеченной семьи решались при активном участии кавора, никакое решение не могло быть принято без его ведома, а его слово было законом для обеих сторон.

Одна из главных и неизменных обязанностей кавора — ввести в день венчания жениха в дом невесты, откуда он сопровождает молодых в церковь, из церкви приводит их снова в дом невесты, а оттуда уже — в дом жениха. Кавор возглавляет процедуру бритья, купания и одевания жениха. Он же завершает процедуру убранства невесты накидыванием на голову невесты покрывала и одаривания женщины, покрывшей голову невесты. Кавор совершает магические действия, обеспечивающие деторождение: повязывает пояс на спину невесты, закрывает обмоченный в бычьей крови замок и т. д.

Согласно еще одному утверждению этнологов, в языческие времена кавору также принадлежало право первой брачной ночи с невестой.

Кавор — главная фигура при крещении ребенка. Как только у новобрачных рождается ребенок, об этом в первую очередь сообщают ему. В день крестин повивальная бабка, принявшая роды, с подарками (с бараном и водкой) отправляется в дом кавора, просит его присутствовать на крестинах. Кавор посылает новорожденному простыню, шапочку и несколько метров ситца. В день крестин повивальная бабка берет ребенка на руки и вместе с родственницами жениха отправляется в церковь, куда приходит и кавор. После того как совершается крещение, он берет ребенка, заворачивает в простыню, посланную им в дом роженицы и принесенную в церковь повивальной бабкой, а потом отправляется в дом жениха. Там его встречает мать новорожденного, которая встает на колени перед ним, целует его ноги и только после этого забирает ребенка.

Согласно древним армянским обычаям, обязанности кавора передавались из поколения в поколение. В случае смерти, его наследниками становились либо сыновья, либо братья, в случае если первые еще были детьми. Брачная связь с членами семьи или родственниками кавора считалась большим грехом.

Смена кавора – крайне редко встречающийся случай, оскорбительный и унизительный шаг.

Сегодня, институт кавора у армян носит исключительно символический характер. Основные обязанности сводятся к церковным обрядам. Кавор продолжает оставаться значимой фигурой во время свадебных торжеств и крестин, и конечно, хорошим другом и защитником новой семьи.

Как проходит армянская свадьба – обычаи и традиции

Армянская свадьба…. Что может быть краше и масштабнее, чем этот великий праздник, наполненный положительными эмоциями, весельем и множеством национальных обрядов и обычаев? Армяне с давних лет свято чтят свои традиции и искренне верят, что их соблюдение приносит рождающейся семье счастье и благополучие.

На торжество приглашается всегда много народа: от самых близких до самых дальних родственников. Вам будут рады, даже если Вы едва знаете жениха и невесту. Те, кто хоть однажды имел возможность побывать на “армянски свадьба”, без сомнения согласятся, что более веселого и запоминающегося бракосочетания они не видели. Армяне – дружный и миролюбивый народ, который с огромным уважением относится к процессу создания семьи и рождения детей.

Как проходит сватовство и помолвка

У армян право на выбор невесты принадлежит родителям жениха, а если точнее, то его матери. Женщина с большим энтузиазмом относится к поиску подходящей пары для своего сына, учитывая при этом не только происхождение девушки, но и ее здоровье, трудолюбие и образованность. К внешним критериям оценки особых требований не имеется.

Чтобы торжество прошло организованно, проводится обряд под названием «кьясум трел». Во время него кавор и отец жениха оговаривают все расходы на праздник, количество людей, меню и т.п. Далее идет этап активной подготовки, который включает в себя, в первую очередь, договоренность о дате венчания в церкви.

Также обсуждаются вопросы, касающиеся количества гостей. Выбирается место проведения торжества и составляется свадебная программа.

Проведение армянской свадьбы

В Армении свадьба без венчания не признается, поэтому эта церемония является обязательной для молодой пары. Очень важно, чтобы во время процесса между молодоженами никто не прошел.

А жених в это время должен был ножом сделать надрез на шее быка, после чего положить нож в карман. Свежей кровью кавор смазывал жениху лоб. Мать парня должна была взять нить и смочить ее в этой крови. Нить хранилась до брачной ночи.

Такой необычный ритуал ассоциируется у армян с деторождением, поскольку бык сам по себе служит символом плодородия. Новобрачных в доме будущего супруга, встречает свекровь. Она дает жениху и невесте по ложке меда и кладет им на плечо по лавашу. Когда молодые проходят в дом, их обсыпают изюмом и цветами из корзин. Такой обычай дарит молодым благополучную и мирную жизнь.

В доме у невесты проходит большое застолье, произносятся тосты, звучит музыка.

Но музыкальное сопровождение имеет грустный мотив, поскольку родители девушки опечалены тем, что их уже взрослая дочь покидает родной дом. По окончании застолья жених и невеста танцуют танец. В конце танца отец девушки соединяет руки молодых и благословляет пару.

После этого все возвращаются в дом жениха, где и происходит большая часть всего праздника в честь рождения молодой семьи. Брат невесты пытается помешать паре покинуть дом, тем самым проявляя протест и желая, чтобы сестра осталась в этом доме.

Кавор договаривается с братом и дает ему выкуп за невесту. Сказать однозначно, что свадебные традиции народа принадлежат только армянам, нельзя, потому как их праздничные обряды смешаны с обрядами других народов. Стоит отметить, что застолье у армян начиналось с тостов, которые почитали память усопших родственников. После этого только можно было поздравлять молодых и провозглашать тосты в их честь.

По старым обычаям невесте за столом место не предоставлялось, она стояла в углу за красивой занавеской, в окружении большого количества оберегов и амулетов.

Сейчас, конечно, свадьба проходит более цивилизованно, и невеста сидит за свадебным столом рядом со своим новоиспеченным супругом.

Праздник сопровождался веселыми песнями и танцами. Гости в процессе празднования одаривали молодых подарками и деньгами. Гости, которые представляли сторону жениха, веселились от души, выражая тем самым радость от того, что их жениху попалась такая замечательная невеста.

Родственники невесты вели себя более сдержанно, поскольку они испытывали печаль и им было горько, поскольку невеста покидает отчий дом. Современные армянские традиции уже мало чем отличаются от тех, к которым привыкли мы. Но все же некоторые обряды сохранялись и передаются из поколения в поколение.

На торжество приглашается опытный тамада, который хорошо разбирается в национальных традициях.

После свадьбы

После окончания праздничного дня молодым и их родственникам предстояло провести еще ряд обрядов и ритуалов. Одной из наиболее ярких традиций считается прощание с домом.

В последний день свадьбы невеста переезжала в дом к своему теперь уже мужу. Этот день проходил также в присутствии гостей. Отец девушки выводил свою дочь из дома, при этом держа ее за руку, и передавал отцу жениха. Данный процесс сопровождался грустной музыкой.

При этом девушка говорила слова благодарности родителям и целовала им руки. Первая брачная ночь супружеской пары проходила в доме, где никого не было. При этом тайно лишь могли «подслушивать» у дверей подружки молодой. Кричать в этом доме в эту ночь ни в коем случае нельзя. Родственники уходили ночевать к соседям. Утром молодой парень испытывал стеснение от того, что произошло, и убегал к кому-то из друзей.

Вечером же родственники шли за ним и приводили домой.

Парень целовал руки родителям и при этом по-прежнему испытывал стыд и стеснение. Стоит отметить, что для армян очень важна невинность девушки до брака.

Чтобы доказать свою «чистоту», девушка должна была продемонстрировать родственницам жениха простынь с кровавым пятном. После этого соседи и родные могли быть уверены в целомудренности девушки. В знак уважения невесте дарили яблоки и серебряные монеты, а ее матери вручалась курица и вино.

После того, как брачная ночь признается удачной, в воздухе звучат выстрелы, которые оповещали всех о хорошем начале семейной жизни. Бывали случаи, что девушка не могла похвастаться своей невинностью, в такой ситуации ее сажали на осла, при этом спиной вперед. В таком странном положении она должна была проехаться по главной улице в деревне.

До сегодняшнего дня сохранился старинный обычай, который армяне чтут и не забывают.

Суть состоит в том, что после основного празднования свадьбы начинается «разжигание костров». Молодые парни и девушки, которые еще не обременены брачными узами, прыгают через пламя огня.

Мать невесты могла прийти в дом зятя и дочери лишь через неделю после того, как свадебные гуляния закончатся. При этом женщина приносила с собой одежду дочери, мыло, расческу и полотенце. Далее молодая супруга мыла голову, а мать ей в этом помогала.

Ранее этот обычай был обязательным и беспрекословно выполнялся, сейчас же он практически изжил себя и не практикуется. Несмотря на большую значимость брака в жизни армян, все же существует ряд запретов, которые имеют отношение к свадебному торжеству.

К примеру, заключение брака между армянином и мусульманкой не приветствовалось и осуждалось. Еще один запрет связан с тем, что армянин имеет право скреплять брачные узы лишь трижды, притом третий раз ему разрешено жениться лишь на вдове.

Между кровными родственниками брак запрещен.

В этом видео показана армянская свадьба:

Армянская свадьба отличается от любой другой своим грандиозным колоритом и невероятно шикарной праздничной атмосферой. Разнообразие обычаев и традиций придает торжеству особой значимости. Веселые танцы, музыка дарят всем гостям без исключения море позитива и радости. А какие замечательные и красочные фото остаются на память молодоженам. Не правда ли, этот праздник стоит того, чтобы хоть раз на нем поприсутствовать в качестве гостя.

Армянские свадебные традиции

В армянских свадьбах есть много интересных и захватывающих моментов, поскольку жители этой страны свято чтят давние традиции. Армянская свадьба проводится с учетом исторических обрядов. Родители жениха и невесты с благоговением относятся к такому важному событию, не жалеют сил и средств для того, чтобы молодые были счастливы и надолго запомнили свое свадебное торжество. Традиции армянских свадеб яркие и фееричные, а сам праздник насыщен играми, конкурсами и состязаниями.

Основные особенности армянской свадьбы

Узами брака армяне связывают себя строго по старшинству – сначала женится старший брат, а потом – младший. Есть здесь и несколько запретов на заключение брака. Кровные родственники не могут жениться друг на друге до четвертого, а в некоторых случаях до седьмого колена. Также запрещены однополые браки между родными сестрами и братьями. По законам Армении дети, которых усыновили, и кумовья тоже считаются кровными родственниками, запреты распространяются и на них. Поэтому на протяжении всей истории Армении вступать в брак не могли не только кумовья, но также их дети и внуки. Осуждался раньше и брак с мусульманами.

По традиции, невесту нужно было выбрать из родного или ближайшего населенного пункта. Официально жениться армянам можно не более трех раз, причем, третий раз только на вдове. Исключения и отступления от традиций, конечно, имели место, но они получали серьезное общественное осуждение.

В Армении женятся рано. Подходящий для брака возраст – 12-16 лет для девушки; 14-29 лет для парней. Девушка, которая оставалась незамужней в 17 лет, считалась в Армении старой девой, а в 20 лет ее уже называли «перезрелой». Традиционно армянская жена должна быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте может достигать 15-20 лет. Юношей старались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после того, как она закончит школу.

Читать еще:  Интересные свадьбы мира

Традиционно армянская свадьба была основным фактом создания семьи, а брак регистрировали уже после появления первенца. Если у супругов детей не было, то официально они считались чужими людьми. Ради своей любви армянские юноши и девушки готовы на серьезные поступки. Они могли даже ослушаться родителей и уйти из дома, если те не давали согласия на свадьбу.

Брак у армян свят и неприкосновенен. Разводы не приветствуются и встречаются очень редко. Серьезным поводом для такого шага может послужить только измена одного из супругов.

Главными свадебными традициями армян всегда были «похищение невесты» и «брак по сговору». В давние времена они строго соблюдались, а сегодня являются в основном красивыми древними ритуалами.

Обряд сватовства в Армении

Когда девушка для сына была выбрана, родители жениха готовились к сватовству. Для переговоров с будущими сватами они выбирали одну из ближайших родственниц. Ее задача – получить согласие отца девушки на свадьбу. Когда мать потенциальной невесты узнавала, что ее девочку хотят взять замуж, она советовалась по этому поводу со своим братом. Оговаривали дату сватовства, которое происходило через несколько дней. По традиции, в дом к невесте приходили родственники жениха с посредницей, а иногда и матерью жениха. Сначала будущие сваты здоровались друг с другом и говорили о вещах абсолютно не касающихся свадьбы: погоде, политике, огороде, прочих темах. И только затем с помощью пословиц, шуток и афоризмов сваты намекали, для чего пожаловали в гости.

Вот один из типичных примеров иносказания. «Мы пришли для того, чтобы взять немного воды из вашей реки в нашу реку». По традиции, предложение сватов никогда не принималось сразу, даже если родители девушки были согласны. Они всегда находили много поводов потянуть время, говорили, что им нужно подумать над таким серьезным предложением. И сватам приходилось наведываться в дом армянской невесты не один раз.

Поговорив с родней, спросив согласия у дочери, отец девушки тоже оглашал свой вердикт в оригинальной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша птица летит к вам в сад». По традиции, этот исторический момент нужно было скрепить подарком – кольцом или каким-нибудь украшением для девушки. После того, как официальная часть была закончена, накрывали стол, пили вино, которое приносили сваты.

Армянский «брак по сговору»

В давние времена у жителей Кавказа и у армян в том числе, был распространен «брак по сговору». Это означало, что обручали даже младенцев. Родители, которые по каким-то причинам, хотели породниться, договаривались между собой о браке своих детей. В знак скрепления договора они вешали на люльку кусок золота или серебра, а в некоторых случаях просто делали на ней отметку.

Позже армянская церковь запретила «брак по сговору», поскольку никому не дано право венчать людей без их согласия. Ребенок, когда вырастет, может захотеть связать свою жизнь совсем с другим человеком. Если священник все же решался венчать «по сговору», его наказывали. Но народ не мог представить, что такая свадьба не состоится. Эта традиция почти исчезла в конце ХХ века, и сегодня «брак по сговору» бывает лишь формальным.

Невесту армянскому юноше выбирали отец и больше мать жениха, ей в этом процессе принадлежала главная роль. Она примечала девушку, потом советовалась с мужем, братом и остальной родней.

Семья жениха собирала информацию о кандидатке в невесты и ее родне. Лучшими качествами армянской девушки испокон веков были: скромность, трудолюбие, образованность. Высоко ценилось хорошее здоровье, чтобы могла родить крепких детей. Внешность невесты была на втором плане, главное, чтобы она была доброй женой и замечательной хозяйкой. Про характер девушки судили по ее матери. Считалось, что какая мать, такой будет в браке и ее дочь.

Веселые свадебные гуляния

Традиционно армянскую свадьбу играли зимой или осенью, после того, как собран урожай. Главными персонажами на свадебном гулянии были «кавор» и «каворкин» (посаженые отец и мать), а также «азабы» (холостые дружки жениха). Лучший друг жениха назывался на свадьбе «азаббаши», что означает «брат жениха». На армянскую свадьбу приглашали тамаду, который говорил тосты, организовывал песни и танцы. Хозяином на свадьбе является отец жениха.

Старинная армянская свадьба длилось от трех до семи дней. Это зависело от материального благосостояния родителей будущих супругов. Начинали празднование в пятницу, а заканчивали в воскресенье или на следующей неделе.

В свадебном армянском торжестве есть много интересных обрядов. Например, купание молодых накануне свадьбы, которое символизировало их очищение. Девушку купали дома подруги, а юношу – дружки в хлеву. Купание невесты было торжественным мероприятием, во время проведения этого ритуала девушки пели и танцевали.

Свадебный хлеб пекли дома у жениха или у невесты. Друзья, под звучание веселых песен, просеивали муку и месили тесто.

Свадебное армянское торжество начиналось одновременно в домах жениха и невесты. Гости жениха угощались сколько хотели, потом расходились по домам. А жених в сопровождении свиты и музыкантов шел в дом к невесте. В этой процессии принимал участие бык, украшенный яблоками. Затем, под музыку и бешеные пляски, быка забивали, а кровью убитого животного намазывали лоб жениха. Будущий муж мазал также бычьей кровью свой кинжал или нож, складывал его и прятал в карман. Молодожены открывали этот нож в первую брачную ночь на супружеской кровати. Бык, по приданию армян, считался символом плодородия, и этот ритуал должен был помочь в рождении нескольких детей.

Из дома жениха процессия направлялась к дому невесты, которая ждала суженого в углу своей комнаты за занавесом. Родственники невесты встречали команду жениха у ворот и требовали выкуп. Когда жениху удавалось, наконец, добраться до невесты, начиналось свадебное армянское застолье, которое продолжалось несколько часов. Потом гости постепенно расходились, а жених с «азаббаши» оставались ночевать. С невестой ночевала ее подружка.

Как сегодня приезжает армянский жених за своей невестой, вы можете узнать из этого видео.

Утром следующего дня невеста одевалась за занавесом. Подружки молодой жены надевали на нее свадебный наряд под печальную армянскую мелодию. Торжественный наряд не многим отличался от повседневной одежды, но был сшит из дорогой ткани. Лицо девушки закрывала вуаль. Взгляните на это фото и оцените, как очаровательна армянская невеста.

Женатый и многодетный мужчина выносил невесту и ставил возле жениха. Он желал молодоженам здоровья, счастья и многочисленного потомства. Пара обязательно должна была обвенчаться. Не совершив такого обряда, молодожены не имели права ложиться вместе в постель.

На третий день свадьбы жена приходила в дом мужа. Из своих рук в руки новой семьи девушку передавал отец. Он приказывал молодому мужу беречь и защищать свою дочь. Под грустные мелодии жена прощалась с домом родителей и вместе с приданым шла в дом мужа. Там их торжественно встречали родственники, осыпали конфетами, орехами, зерном и деньгами. Всеми символами счастья и богатства.

В Армении все свадебные обряды сопровождались угощениям, фееричными танцами и зажигательными свадебными песнями. Торжественный стол был богат различными угощениями, хорошим вином, коньяком, сладостями и фруктами.

Посмотрите наше видео, в котором опытный тамада подробно рассказывает об армянской свадьбе.

Послесвадебные обряды и обычаи

В некоторых районах Армении приданое привозили только после окончания свадебного торжества. Это был первый послесвадебный обряд. Второй – мытье головы девушки. Через неделю после свадьбы в дом к молодым приходила мать молодой жены. Она приносила с собой мыло, расческу, полотенце, одежду для своей дочери, помогала ей мыть голову. В давние времена этот обычай соблюдался очень строго – до этого дня мать не могла видеть свою дочь. Сейчас этот обряд несет лишь символическое значение.

Читать еще:  Сертификат на свадьбу

Если вы станете гостем на армянской свадьбе, то никогда не забудете это интересное и увлекательное событие. Поделитесь с нами впечатлениями свадебных торжеств, участником которых вы были.

Зачем невесту в Армении обдавали кипятком: неизвестные свадебные традиции армян

Армяне в старину большое значение уделяли созданию новой семьи. А начинается она, как известно, со свадьбы, сыграть которую нужно было обязательно шумно и с размахом. Корреспондент Sputnik Армения выяснил, чего мы не знаем о традиционной армянской свадьбе.

Знаете ли вы, что в старину армянские невесты никогда в белое платье в день свадьбы не облачались, а засватанная девушка носила кольцо не только на безымянном пальце, но и на большом?! Само же украшение могло быть выполнено как из золота, так и серебра.

Этнограф Светлана Погосян рассказывает, что свадебные ритуалы начинались еще задолго до главного в жизни молодых людей дня. На свадьбу не жалели ни средств, ни сил, а жених и невеста превращались на день в короля и королеву.

А пока было сватовство

В старину в брак вступали рано. Миссия сватовства возлагалась на родителей жениха, а просить руки у отца понравившейся девушки ходили исключительно вечером.

«Обычно шли вечером, чтобы в случае отказа избежать огласки и позора. Семья девушки, как правило, в первое сватовство согласия не давала, прикрываясь каким-нибудь благовидным предлогом. Иначе было бы похоже, что девушку хотят побыстрее сбыть с рук, и это считалось бы дурным тоном. Так что даже семьям завидных женихов приходилось совершать по несколько «заходов», — рассказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Погосян.

Заручившись, наконец, согласием семьи, стороны договаривались об обручении, дне свадьбы и других деталях торжества.

Семья жениха брала на себя все свадебные расходы, что считалось вполне логичным. Погосян поясняет, что из семьи, грубо говоря, забирали рабочую силу и продолжательницу рода, поэтому такая компенсация выглядела вполне оправданной с экономической точки зрения.

В сельской местности гостей на свадьбу приглашали, отправив яблоко или вино. Специальные пригласительные карточки вошли в обиход лишь в конце XIX века в городах.

За день до свадьбы

Веселье начиналось уже накануне самой свадьбы. Все село, родня собирались в доме невесты и пекли праздничный хлеб – лаваш и гату. Готовить разрешалось только счастливым в браке женщинам.

«Считалось, что удача передастся невесте», — сказала Погосян.

С раннего утра разжигали тандыр, в специальном большом тазике вымешивали тесто, делили его на небольшие шары, на которых оставляли мучной след в виде креста. Тесто считалось подошедшим тогда, когда рисунок разделялся на части.

При этом весь процесс должен был сопровождаться бурным весельем.

Лавашу уделялось особое внимание, так как он символизировал плодородие. В день свадьбы будущая свекровь, встречая молодоженов, клала на их плечи лаваш и давала ложку меда – чтобы жизнь была бы такой же сладкой, как нектар.

После выпечки лаваша, переходили к приготовлению другого важного атрибута – сладкой гате. Тесто разукрашивали геометрическими и растительными узорами.

А тем временем, в доме жениха проводился обряд заклания быка. Кровью быка на лбу жениха выводили крест: считалось, что он отгонит злые силы и новая жизнь будет успешной. Из бычьего мяса готовилось и главное блюдо свадебного стола – хоровац.

Свадебный стол — и не только

Блюда свадебного стола разнились от региона к региону. Так если в одной местности шашлык подавали с пловом из полбы, в другом обходились без него.

Стол обязательно должен был ломиться от фруктов: яблок – символа женщины, груш – символа мужчины, граната – символа плодородия.

В день свадьбы невеста должна была разбить гранат о землю: чем больше зернышек выкатывалось из фрукта, тем больше детей это сулило женщине.

Перед началом свадебного торжества было принято проверять жениха на силу, предлагая ему разбить глиняный кувшин одним ударом руки.

«Считалось, что так жених не только доказывает, что готов вступить в брак, но и отгоняет злых духов», — рассказала Погосян.

Разбить посуду у порога нового дома должна была и невеста, чтобы уберечься от дурного глаза и отогнать злых духов.

Свадебное платье

Свадебный наряд невесты шили из красной и зеленой ткани, окаймляя платье золотой тесьмой.

«Жених и невеста на день становились королем и королевой, поэтому одеты они должны были быть с иголочки, платье сшито – из лучших тканей, а украшения выполнены из золота или серебра, в зависимости от социального статуса семьи», — отметила Погосян.

Красный цвет платья невесты символизировал женщину, огонь, страсть. Зеленый – цвет мужчины был символом плодородия. Свадебное платье дополнялось поясом и фартуком – атрибутами замужней женщины.

Пояс красного либо сиреневого цвета шился из атласа, и на нем золотыми нитками оставлялась надпись

«На радость тому, кто его повяжет» с указанием имени невесты.

Фартук мог быть другого цвета, но обязательно с узорами, которые должны были защитить невесту от сглаза.

Большое значение уделялось вышивке на груди, эта часть платья обычно представляла собой вставку из белой ткани, также расписанной узорами.

Особое значение уделяли головному убору, который венчала жемчужная цепь с золотой либо серебряной монеткой.

Невеста должна была быть усыпана украшениями, чтобы их звон при ходьбе отгонял злых духов.

Одежда жениха тоже была сшита из качественного материала. Свадебную одежду жениха и невесты освящал священник.

Ах, эта свадьба

Празднование начиналось с раннего утра и длилось до захода солнца. За невестой приходили с подарками и громкой музыкой. Семья невесты, по этикету, должна выла соблюдать определенную сдержанность и не веселиться так, как сторона жениха.

Практиковалась и традиция выкупа. Брат невесты перекрывал мечом путь к дому, а пропускали новую родню только после того, как отец жениха, крестный или сам жених выплачивал «компенсацию».

Невесту и жениха сажали за свадебный стол порознь.

Невеста сидела за отдельной ширмой вместе с другими женщинами, где ей предстояло пройти через ряд испытаний. Так, например, на стул клали веник или другой предмет, чтобы проверить, насколько она внимательна.

Невесте на колени сажали мальчика, чтобы и первенец родился «правильного» пола.

«Это не означает, что девочек не любили. Просто мальчик — возможность продолжения рода», — сказала Погосян.

Очень ответственно подходили и к кандидатурам крестного и тамады. На роль тамады мог претендовать только очень умный, эрудированный, уважаемый в общине человек, оратор, к чьим словам внимательно прислушивались.

Дарили молодожена украшения, пояса, серебряные стаканы или кувшин для вина.

Брачная ночь и прочие «последствия брака»

В день свадьбы священник в знак благословения повязывал шеи молодоженов тесьмой из красной, зеленой и белой нитей, а перед их уходом в покои он же ее и снимал.

Красная нить при этом символизировала женщину, зеленая – мужчину, белая – невинность.

На второй день после свадьбы перед домом вывешивали простыню в знак доказательства невинности девушки. В благодарность за благочестивую дочь, матери девушки дарили подарок, а в ее отчий дом отправляли красные яблоки.

Семья жениха с утра собирала родных и близких на традиционный армянский суп – хаш.

Мать девушки приходила навестить дочь лишь на седьмой день после свадьбы, когда совершался обряд «глухлва». В этот же день приносили и ее приданое.

В этот день невеста подвергалась последнему испытанию. Ее отвозили в баню и мыла ее самая пожилая в роду женщина со стороны супруга. Она могла обдать ее кипятком или вылить на голову ледяную воду.

Девушка должна была вынести это испытание, не издав ни звука, иначе ее могли счесть плохо воспитанной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector