Parfum-love.ru

Парфум Love
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Киргизская свадьба обычаи

Кыргызские обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой

Limon.KG — Итак, «Лимон» продолжает глаголить устами молодежи о наших традициях

Нередко возникает у современной молодежи вопрос «Зачем столько традиций? Жили бы как на Западе. Без шума и гама. Спокойно женились бы, имели детей. И не обязательно столько тоев проводить!» возмущаются некоторые молодые люди.

Есть наверное причины для возмущения. Во-первых обряды наши требует много сил и отнимают немало времени. И что самое главное, денег уходит слишком много.

Мы не стали приводить в первой своей публикации примерные затраты на все эти обряды, связанные с рождением ребенка (Кыргызские традиции устами молодежи) и дальнейшими его обрядами, а их и потом немало.

Теперь вот думаем привести хотя бы среднюю расценку этих обычаев.

Уже многие страны вводят запрет на проведение таких мероприятий, как свадьба. То есть они проводятся, но не так, как хотелось бы родителям и жениха и невесты. Поскольку есть понятие «Есть желание, но нет возможности».

Итак, следующая наша тема «Свадьба». Рассмотрим обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой.

У нас это событие представляет из себя тоже целый ритуал.

Начнем с самого начала. Раньше по обычаю существовали ранние формы сватовства — «кудалашуу», сватовство ещё не родившихся детей — «бел куда», и младенцев — «бешик куда». В первом случае о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья. Как правило, в будущем дети этих друзей называют их «аяш ата или апа».

Нередко можно увидеть и сейчас таких родителей, который делают «кудалашканский вариант» еще в детстве. Хорошо, если их дети потом соглашаются. Но бывают и случаи, когда молодые люди расстаются либо вообще не признают друг друга.

Как проходит процесс «кудалашуу»? Как правило, после того, как родители договариваются и получают согласие друг друга, на девочку, если она еще маленькая, надевают сережки — «сойко салуу». И с этого момента родители могут обращаться друг к другу со словами «куда» — сват, «кудагый» — сваха.

Если все же жених и невеста встречают друг друга уже взрослыми, то все равно надо свататься. Иначе нельзя.

Есть семьи, которые особое внимание уделяют роду той семьи, с которым собираются породниться. В большинстве случаев эти семьи стараются породниться со знатными семьями, родами — «тектуу эл менен». Отношения — «куда сёок» — родственников жениха и невесты у кыргызов отличаются подчёркнутым уважением и вниманием.

Часто при знакомстве с родственниками жениха и невесты задаются вопросы «Ата тегин ким?» — Из какого ты рода? Их у нас тоже не мало «бугу», «кыпчак», «сарыбагыш», «солто» и т.д.

Мы, кажется, отвлеклись.

«У нас у кыргызов слишком много всяких обычаев и обрядов, — говорит Аселя. — Столько сил времени на все это уходит, а самое главное средств. Спрашивается, зачем? К примеру, процесс «кыз узатуу» порой обходится дороже чуть ли не самой свадьбы. Нужно приготовить приданое («сеп», куда входит всё — одежда невесты, тошоки, посуда и т.д.) Нужно встречать гостей, резать барана и все остальное. Слишком много лишних действий и лишних затрат».

Вообще, это всё, конечно, зависит от того, как договоришься. Бывает, что обе стороны договариваются проводить без лишних затрат. Проводят свадьбу и все на этом. Но есть и такие семьи, которые хотят провести весь свадебный процесс по всем правилам наших традиций. С такими понятиями, как «кийит», «калым», «корундук», «ачуу басар» и т.д.

«Кийит» — это дорогие одежды родителям жениха и невесты и их ближайшим родственникам. В какую сумму обходится та или иная одежда — это уже дело организаторов.

По сути, на приготовление одного только приданого для невесты в среднем уходит от $1000 и выше. В некоторых современных семьях в приданое входит и машина невесты, на которой она ездила.

Естественно, помимо приданого существует и такое понятие, как «калым» — ритуальная передача всего выкупа за невесту. Это уже рассматривается по разному, т.е. у нас это может зависеть даже от месторасположения. Например, на севере, в Нарыне одна цена, в Таласе — совсем другая, в Оше — третья. В среднем, в качестве калыма дают сумму от 20000 сомов и выше, плюс еще крупный рогатый скот, барашка и «кийит» в придачу. Хотя многое все-таки будет зависеть от материального благосостояния семей.

Ладно, откидываем пока в сторону финансы и переходим к процессу.

Невесту приготовили — одели, накрасили, косички заплели. Все, как надо. Остается ждать жениха. Если невеста в свадебном платье, значит дальше они должны поехать в ЗАГС расписаться или пригласить оттуда на саму свадьбу. Жених обычно приезжает вместе со своими друзьями и женой брата — «жене». Их встречают родственники невесты. Долго не показывают невесту, а даже если покажут, то за деньги со словами «корундук». Жениха пугают, что невесту свою он не получит, если его люди не заплатят за нее. Прямо как в кино, когда выкупают заложника.

В общем, потом ее забирают, они все уезжают. Гуляют, пьют, тусуются по своему. Потом в ЗАГС, а вечером — в кафе. Ну или домой. Смотря, как договаривались. Если все-таки в кафе, то там тамада играет свою роль, гости с обеих сторон говорят тосты, желают молодоженам долгих лет жизни и много детей. Игры, пляски, веселье. Все, как надо. Весь этот процесс длится до полуночи.

Многие иностранцы, особенно японцы, удивляются нашим свадьбам. Ведь у них такие мероприятия проходят очень быстро, всего за 2 часа. Остальное свое время, будучи самой развитой страной, люди все же тратят на полезные дела.

А у нас вот так. Праздник, так праздник до последнего гостя.

Если все-таки невесту сразу привезли домой, это значит, весь дом будет забит гостями как минимум на 3 дня. Будут приходить гости и уходить, снова приходить и уходить. Невеста находится за ширмой под названием «кёшёгё» и сидит там. Наверняка все, кто смотрел фильм «Боз салкын», должны помнить этот момент. Когда она всем кланяется («жугунуу») и все ее благословляют. Говорят, что иссык-кульские девушки кланяются всю жизнь родственникам со стороны мужа. Вообще, этот самый поклон «жугунуу» для того, чтобы не казаться грубой старшим. К примеру, вместо громкого «Здравствуйте!» можно просто поклониться. Это будет куда вежливей и красивей по понятиям кыргызов.

Читать еще:  Свадьба в стиле моря

В общем, потом все заходят смотреть на невесту, это называется «келин коруу» — смотрины невесты. Она в первый день как объект всеобщего лицезрения. Там тоже говорят «корундук» гостям, которые изъявили желание на нее посмотреть. Самый свой первый платок молодая невеста должна отложить себе куда-нибудь и не терять. Так начинают говорить все бабушки, которые там есть. По традиции, первый белый платок надевает на нее мама жениха, т.е. её «кайн эне» — свекровь. Потом ближе к вечеру, ну или ночи приглашают молдо для заключения брака по шариату — «нике кыйуу». Затем назначают молодоженам посаженых родителей — «окул ата, окул эне». И после всего этого жених с невестой становятся мужем и женой.

Дальше есть еще ряд обрядов. Только в последнее время они уже не особо ценятся. Первая брачная ночь. Раньше всегда обращали внимание на то, какой пришла в их дом невеста. Если она была чиста и невинна, то на следующее же утро отправляли человека в ее дом со словами «уулду болдук», а простынь смотрели все желающие и даже платили за это деньги. Считалось большой гордостью, если девушка выходила замуж чистой и не испорченной. В первую очередь, для ее родителей за то, что они воспитали такую дочь, да и родителям жениха тоже, ну и конечно самой невесте, так как она может ходить всегда с гордо поднятой головой. В последнее время уже не так особо рассматривается этот обряд. Но все-таки есть такие семьи, которые придерживаются всех этих правил до конца.

Надо отметить и то, что невестка по обычаю не имеет права называть по имени родственников мужа, это называется «терго:», т.е. она заменяет их другими словами. Этот запрет действует в течении всей жизни невестки. Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за них их имена озвучивал кто-нибудь из присутствующих, которые их знали. Такие женщины пользовались большим уважением.

На это особо обращают внимание жители сёл и деревень, там, где пожилые люди. Они все-таки знают о наших традициях больше нас.

Обряд, связанный со свадьбой у кыргызов, один из самых веселых и самый интересный. Существует еще и кража невест «кыз ала качуу». Но об этом в следующем выпуске.

Свадебные традиции в Кыргызстане

Сегодня семья считается основой кыргызского общества, именно поэтому так важны для кыргызов свадьба и отношения между супругами. В кыргызских семьях принято заботиться друг о друге в нужде или болезни. Внутри семей существует строгая иерархия, а свадьбы традиционно справлялись для того, чтобы поприветствовать нового члена семьи.

Иногда свадьбы планировались еще до того, как дети достигали совершеннолетия, но, само собой, церемонии проводились уже тогда, когда они вырастали. Было принято, чтобы сыновья женились в порядке возраста: первым обзаводился семьей самый старший, последним – самый младший сын. После свадьбы старшим сыновьям было позволено покинуть отчий дом, но младшим, даже после женитьбы, полагалось оставаться, чтобы заботиться о родителях. Существовала иерархия среди сыновей и их жен, например, жена старшего сына имела больше власти, чем жена младшего. Люди женились в довольно молодом возрасте, чаще всего мужчина был на несколько лет старше женщины.

Женихи просили руки невесты у её семьи и заранее договаривались о том, какой выкуп за неё отдадут. От семьи жениха к семье невесты посылались лошади, скот, деньги, а также одежда и различное рукоделие. В этом принципиально отличаются свадебные традиции кыргызов от других близких культур: так, в узбекских или уйгурских семьях невеста, начиная с самого детства, сама готовила себе в приданое одежду и рукоделие. Как только переговоры были окончены, и стороны приходили к соглашению, жених дарил невесте серьги, и с этого момента они были официально обручены.

По случаю грядущей церемонии проводилось множество связанных с ней традиционных праздников, например, праздник прощания невесты со своей семьей, сама торжественная церемония, а также церемонии и обычаи, совершаемые уже после свадьбы. Жених и невеста облачались в специальные наряды: невеста – в расшитое белое платье, а жених в темный вельветовый костюм. В наши дни чаще всего проводится лишь одна свадебная церемония. Праздник проходит в банкетном зале, а до его начала жених и невеста катаются по городу и останавливаются для фотосессии у различных живописных и памятных мест. Одеваются новобрачные в более традиционную одежду западного стиля, во время торжества принято есть, танцевать, произносить тосты. Некоторые женщины в знак того, что они замужем, повязывают на волосы платок. Состоящие в браке мужчины и женщины носят кольца на безымянном пальце правой руки.

Невеста, придя в дом жениха, стояла в самом низу семейной иерархии, в её обязанности автоматически входила уборка, готовка и забота о детях. Уважение к старшим являлось и является до сих пор важной частью культуры кыргызов, поэтому традиционно глава семьи (его называют аксакал, что буквально переводится как «белобородый») восседал на почетном месте напротив входа в юрту. По одну сторону от него находились его сыновья, а по другую – жена, дочери и невестки. Самая младшая невестка должна была накрывать на стол и заботиться о том, чтобы у всех во время застолья было достаточно еды и питья.

Если в дом приходили гости, им позволяли занять почетное место аксакала. Гости в традициях кыргызов считались подарком небес, а потому с ними обращались особенно уважительно. Любой посетивший Кыргызстан может подтвердить, что гостей встречают очень тепло, не ограничивая ни в чем, угощая едой и предлагая ночлег. Если вы планируете отправиться в гости в кыргызскую семью, можно преподнести небольшие подарки – сувениры или фотографии, привезенные вами из вашей страны.

Читать еще:  Оригинально вручить деньги на свадьбу

Свадебные традиции в Кыргызстане

Сегодня семья считается основой кыргызского общества, именно поэтому так важны для кыргызов свадьба и отношения между супругами. В кыргызских семьях принято заботиться друг о друге в нужде или болезни. Внутри семей существует строгая иерархия, а свадьбы традиционно справлялись для того, чтобы поприветствовать нового члена семьи.

Иногда свадьбы планировались еще до того, как дети достигали совершеннолетия, но, само собой, церемонии проводились уже тогда, когда они вырастали. Было принято, чтобы сыновья женились в порядке возраста: первым обзаводился семьей самый старший, последним – самый младший сын. После свадьбы старшим сыновьям было позволено покинуть отчий дом, но младшим, даже после женитьбы, полагалось оставаться, чтобы заботиться о родителях. Существовала иерархия среди сыновей и их жен, например, жена старшего сына имела больше власти, чем жена младшего. Люди женились в довольно молодом возрасте, чаще всего мужчина был на несколько лет старше женщины.

Женихи просили руки невесты у её семьи и заранее договаривались о том, какой выкуп за неё отдадут. От семьи жениха к семье невесты посылались лошади, скот, деньги, а также одежда и различное рукоделие. В этом принципиально отличаются свадебные традиции кыргызов от других близких культур: так, в узбекских или уйгурских семьях невеста, начиная с самого детства, сама готовила себе в приданое одежду и рукоделие. Как только переговоры были окончены, и стороны приходили к соглашению, жених дарил невесте серьги, и с этого момента они были официально обручены.

По случаю грядущей церемонии проводилось множество связанных с ней традиционных праздников, например, праздник прощания невесты со своей семьей, сама торжественная церемония, а также церемонии и обычаи, совершаемые уже после свадьбы. Жених и невеста облачались в специальные наряды: невеста – в расшитое белое платье, а жених в темный вельветовый костюм. В наши дни чаще всего проводится лишь одна свадебная церемония. Праздник проходит в банкетном зале, а до его начала жених и невеста катаются по городу и останавливаются для фотосессии у различных живописных и памятных мест. Одеваются новобрачные в более традиционную одежду западного стиля, во время торжества принято есть, танцевать, произносить тосты. Некоторые женщины в знак того, что они замужем, повязывают на волосы платок. Состоящие в браке мужчины и женщины носят кольца на безымянном пальце правой руки.

Невеста, придя в дом жениха, стояла в самом низу семейной иерархии, в её обязанности автоматически входила уборка, готовка и забота о детях. Уважение к старшим являлось и является до сих пор важной частью культуры кыргызов, поэтому традиционно глава семьи (его называют аксакал, что буквально переводится как «белобородый») восседал на почетном месте напротив входа в юрту. По одну сторону от него находились его сыновья, а по другую – жена, дочери и невестки. Самая младшая невестка должна была накрывать на стол и заботиться о том, чтобы у всех во время застолья было достаточно еды и питья.

Если в дом приходили гости, им позволяли занять почетное место аксакала. Гости в традициях кыргызов считались подарком небес, а потому с ними обращались особенно уважительно. Любой посетивший Кыргызстан может подтвердить, что гостей встречают очень тепло, не ограничивая ни в чем, угощая едой и предлагая ночлег. Если вы планируете отправиться в гости в кыргызскую семью, можно преподнести небольшие подарки – сувениры или фотографии, привезенные вами из вашей страны.

Калым, проводы невесты, «простыня». Каким обычаям кыргызской свадьбы следуют, каким – нет?

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся. Обычный сценарий. В Кыргызстане он тоже работает. Но вот сама свадьба может быть светской, мусульманской (кстати по закону без документов из органов ЗАГСа нике проводить нельзя) и традиционной. Нередко молодожёны республики выбирают сразу все три церемонии. «Открытая Азия онлайн» следила за подготовкой к традиционной кыргызской свадьбе и решила поделиться своими впечатлениями. Отметим, что свадебные обычаи отличаются в разных регионах страны. Проводы нашей невесты проходили на юге, откуда она, Айгерим, родом. Её жених – Азамат – родился и вырос в Бишкеке.

– В Бишкеке я живу уже 15 лет, – рассказала Айгерим. – Азамат сделал предложение давно, но я хотела закончить учебу и найти работу. Только после этого мы начали планировать нашу свадьбу. Мои родители сразу сказали, что свадьба по кыргызским традициям будет обязательно, и состоится она в Джалал-Абаде – на нашей малой родине. Честно признаюсь, мне хотелось скромного торжества, а национальные традиции требуют больших расходов. Но мои родители были непреклонны. Сказали, что близкие не поймут, если они не устроят свадьбу своей единственной дочери. В общем, чтобы не расстраивать родителей, я согласилась. Азамат сказал, что ради меня будет участвовать во всех церемониях.

Будем знакомы, или Жолугушуу

Кыргызская свадьба начинается с официального знакомства родителей жениха и невесты. Эта встреча называется жолугушуу.

– По традициям эта встреча проходит без молодых. Как сказали мои родители, «только взрослые должны обсуждать такое важное мероприятие», – смеется невеста. – Наши родители находились в ресторане на одном конце города, мы с женихом сидели дома и молились всем богам, чтобы никто никого не покалечил. Наши родители очень разные – с разными взглядами на жизнь, на воспитание детей. и, увы, на свадьбу. Но, к счастью, им удалось договориться. При этом родители решили обойтись без калыма, без сепа и без кийта.

– Все знают, что за невесту на востоке дают калым. Но почему-то при этом забывают, что невесту нельзя отдать замуж просто так – в одном свадебном платье. Хорошие родители обязаны собрать сеп (приданое), которое девушка заберёт с собой в дом мужа. Размер сепа может быть разным. Некоторые девушки получают в качестве приданного машину и даже квартиру. Если бы мои родители попросили большой калым, то им бы пришлось покупать бытовую технику, мебель, – продолжает рассказ Айгерим. – А отказавшись от калыма, они могут дать мне с собой минимальный набор: одеяла, постельное бельё, посуду.

Читать еще:  Прокат автобуса на свадьбу недорого

Кийит – это подарок в виде одежды, которые сваты должны преподнести друг другу.

– При этом шёлкового платочка или носков недостаточно. Мужчинам обычно дарят костюмы, рубашки, калпаки и обувь. Женщинам – платья и платки. То есть происходит как бы обмен новой одеждой, что тоже обходится в кругленькую сумму, – объясняет невеста.

В связи с тем, что договорились обойтись без калыма и приданного, сама собой отпала процедура корпо каптар, когда сторона жениха привозит вату для тошоков, а также барана, чтобы накормить тех, кто эти тошоки будет шить.

Теперь ты наша, или Сойко салуу

Итак, родители обговорили все детали и родственники невесты уехали в Джалал-Абад.

Саму её привезли туда через месяц. И началась церемония сойко салуу – помолвка, когда будущая свекровь надевает на келин золотые серёжки и, конечно, устраивается застолье.

– Подготовка ведется серьёзная, – поясняет Айгерим. – На севере невесту стараются освободить от всех работ, мол, скоро станешь келинкой и тогда уже будешь пахать. На юге, наоборот, невеста участвует во всех подготовительных мероприятиях. «Зато в новый дом придёшь и всё знать будешь. Они скажут, что хорошо девочку воспитали и всему научили», – приговаривают женщины, с которыми ты вместе чистишь потроха, печёшь боорсоки и накрываешь на стол.

Итак, всё готово. Начинают прибывать гости. Невеста стоит на пороге и кланяется (жугунуу) всем входящим.

Приезжает и жених со своими родственниками. Естественно, не с пустыми руками. Как правило они привозят двух баранов, мешок риса, 10 литров масла, а также «жети тавак» (семь блюд). Сейчас подношения мерят коробками, где должны быть конфеты (разные), печенье, нават (кусковой сахар), мыло, мягкие игрушки, фрукты. Родственников жениха встречают с особым почетом. Кудалар (так называют друг друга стороны жениха и невесты) – это самые уважаемые люди на протяжении всей жизни.

– Как только кудалар приезжают, невесту прячут. Иногда просто за ширму. Меня же спрятали в соседнем доме, – делится Айгерим. – Потом «под охраной» родственников отвели в дальнюю комнату и усадили в центре с двумя невестками по бокам. Сватовство проходит без жениха и вообще без мужчин. Моей маме присутствовать при этом ритуале тоже нельзя. Мама Азамата надела на меня платок и золотые серёжки. Пожалуй, это главный момент кыргызской свадьбы. После этого девушка уже считается несвободной.

Совет да любовь, или Бата той

Теперь жених и невеста должны получить благословение от всех аксакалов, соседей и родственников. Эта процедура называется бата той. Самым уважаемым гостям сторона жениха раздаёт деньги (сумма зависит от степени уважения и от договоренности сторон).

– При этом ни жених, ни невеста за общим дастарханом не сидят. Благословения произносятся не лично им, а как бы в воздух. При этом читается Коран, – говорит Айгерим. – Женщины могут подойти ко мне и поздравить: обнять, поцеловать. У мужчин, даже у аксакалов, на это нет прав.

Проводы невесты и сама свадьба

– Собственно, и это ещё не свадьба. Это только «бронирование девушки», – комментирует Айгерим. – Моя мама, знаток традиций, говорит, что раньше подобным образом сватали и совсем маленьких девочек, а свадьбу проводили, когда она достигнет половой зрелости. Сейчас кыз узатуу (проводы невесты из родного дома) и чон той (собственно свадьба), как правило, назначают на тот же день. В нашем случае торжество состоится через две недели – уже в Бишкеке. Там я буду в светском белом платье. Но и традиции тоже будут, правда, в усечённом виде. Мама их мне уже расписала.

В день свадьбы жених с друзьями и без родителей приедет за невестой. Его встретят жене невесты (жёны брата и дяди), которые потребуют за право войти в дом корундук (выкуп).

– Точной суммы нет. Все зависит от жене и друзей жениха. Кто будет наглее, тот больше получит или сэкономит, – смеётся Айгерим. – Затем жениха пускают и усаживают за дастархан. Меня при этом ему не показывают. За право войти в мою комнату Азамату снова придётся заплатить. И за возможность меня поцеловать – тоже. После этого его друзья выйдут из комнаты, зайдёт молдо и проведёт обряд нике (бракосочетание по мусульманским традициям). По нашим обычаям невесту без нике не выпускают из дома. После этого начнётся светская часть церемонии.

Сейчас Айгерим ведёт переговоры с мамой, чтобы обойтись без опко-салуу:
– Это, на мой взгляд, самая странная традиция. Сторона жениха привозит козла/козу. Животное режут и вытаскивают легкие. Пока они горячие и еще в крови, бьют ими молодых. Считается, что это убережёт их от ссор в будущем.

– Скорее всего обойдёмся мы без «чачыла» – осыпание невесты при входе в дом мужа сладостями, как пожелания супругам счастливой жизни, – надеется девушка. – И точно не будет обряда «простыня». Не знаю, как это называется по-кыргызски. Здесь Азамат был непреклонен. Он заявил, что в нашу первую брачную ночь никто под нашими дверями сидеть не будет и простыню никому показывать мы не будем.

По традициям обе стороны обращают внимание на то, какой пришла невеста в дом жениха. Поэтому на следующее утро после брачной ночи жене (жёны братьев) забирают простынь и идут к матери невесты со словами «суйунчу» (радостное известие, за которое надо платить деньги).

По южным традициям мать невесты платит деньги за известие о том, что она сумела сохранить дочь до свадьбы невинной и, следовательно, может ходить с высоко поднятой головой. На севере, наоборот, сторона жениха платить матери невесте дополнительные деньги в качестве благодарности. Но у нас этого не будет, – повторяет Айгерим.

Как видите, традиций очень много. Кстати, знатоки утверждают, что кыз ала качуу – то есть воровство невесты – практиковалось именно для того, чтобы избежать этих разорительных обрядов. В прежние времена воровство девушки без ее согласия кыргызами не практиковалось.

Автор: Наталья Тимирбаева
Главное фото: массовая свадьба (35 пар) в Бишкеке/Vyacheslav Oseledko/AFP/East News
Другие фото предоставлены невестой

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector